Миссионерская деятельность Русской Православной Церкви в Америке

Официальной датой начала деятельности Русской Православной Церкви в Северной Америке считается 1794 год, когда по приглашению компании Г. Шелихова и братьев Голиковых на остров Кадьяк (Аляска), принадлежавший в то время Российской империи, прибыла первая Российская духовная миссия. Это была группа русских православных миссионеров из Валаамского монастыря. На Аляске сразу после прибытия миссии была построена первая церковь во имя Воскресения Спасителя, и уже за первые два года было окрещено 12 тысяч алеутов. В состав Духовной Кадьякской миссии вошли: архим. Иоасаф (Болотов) – глава миссии, иером. Ювеналий, иером. Макарий, монах Герман и другие, всего 10 человек.

Собор американских святых: св. прп. Герман, свт. Иоанн (Максимович), свт. Иннокентий, св. прп. Ювеналий, святитель Тихон, св. Петр Алеут

Иеромонахи Макарий и Ювеналий за два месяца 1794 года объехали остров Кадьяк и окрестили всех жителей, имея при себе подвижный антиминс. Отец Ювеналий в 1795 году отправился на остров Нучек, где крестил 700 человек племени чугач. После годового пребывания на землях Кенайского залива, ревностный монах перешел на Аляску, к озеру Илямне. Здесь индейцы встретили проповедника враждебно, и здесь же иеромонах Ювеналий сподобился мученического венца. Он принес себя в жертву за просвещение дикого народа Русской Америки.

Но больше всех и дольше всех собратий Господь благоволил потрудиться подвигом апостольским для просвещения алеутов преп. Герману.

1793 год стал переломным в судьбе Валаамского пустынножителя Германа. Ему, 37-летнему монаху, полному сил духовных и физических, мудрому, горячо любящему Валаамскую обитель и ее настоятеля отца Назария, Господь определил потрудиться в дальней стране. Простой по внешности и в обращении отец Герман открывал алеутам сокровенные истины духовной жизни. Алеуты сразу привязались к нему, считая своим учителем и отцом. Преп. Герман имел великий дар любви, ощущал в себе особенную благодатную силу, которая притягивала к себе людей. Приход его умножался с каждым днем.

После освящения церкви во имя Воскресения Христова, Г.И. Шелехов, считая недостаточным для распространения Слова Божия иметь малочисленную миссию, заговорил об открытии епархии на острове Кадьяк с 50 тыс. населением. Только через 2 года, в 1797 году, архим. Иоасаф, сопровождаемый иером. Макарием и иерод. Стефаном, отправился в Россию. В марте 1799 года епископом Иркутским Вениамином, архим. Иоасаф был хиротонисан во епископа Кадьякского. Но новопоставленному епископу Иоасафу не суждено было достичь своей кафедры, его судно потерпело крушение на обратном пути в Америку.

О. Герман стал после гибели епископа фактической главой миссии. Сложная политическая обстановка в Русской Америке вынудила многих миссионеров искать пути возвращения на родину, но преп. Герману Господь дал силы нести трудности его служения.

Мученик Петр Алеут

В 1812 году недалеко от Сан-Франциско «Русско-Американская Компания» основала колонию Форт Росс. Там климат и почва благоприятствовали земледелию, скотоводству, огородничеству и т.п. – все это – должно было приносить пользу компании. Для этого требовалась рабочая сила – тут и были поселены русские и алеуты, прибывшие из северных владений. Но новая колония русских, находясь очень близко от границ Калифорнии, которая тогда принадлежала Испании, породила в испанцах подозрение по отношению намерений «Русско-Американской Компании». Опасаясь, что русские хотят завладеть городом Сан-Франциско испанское правительство стало требовать, чтобы они покинули Форт Росс и стали причинять им разные неприятности. Дошло до того, что в 1815 году испанское правительство арестовало несколько десятков русских и алеутов. Арестованные частью держались в Сан-Франциско, а частью были разосланы в другие места. Их принуждали работать, обращались с ними очень плохо. Неизвестно каким образом несколько человек – русских православных алеутов оказались в Сан-францисской тюрьме и попали в руки иезуитов. Иезуиты замучили одного алеута, принуждали их всех принять католическую веру, на что алеуты никак не соглашались отвечая: «Мы – христиане, мы крещены», и показывали им кресты на шее. Но иезуиты возражали: «Нет, вы еретики-схизматики, если не согласитесь принять католическую веру, мы вас замучим». И оставили их по двое в темнице до вечера на размышление. Вечером пришли с фонарем и зажженными свечами и начали опять убеждать их принять католическую веру. Но алеуты, проникнутые благодатью, твердо и решительно отвечали, что они христиане и не переменят своей веры. Тогда эти фанатики начали их мучить, сначала одного, а другой был свидетелем. Они сперва отрезали по одному суставу у пальцев на ногах, потом по другому, но алеут все терпел, только говорил: «Я христианин, и не изменю своей вере». Потом на руках отрезали по одной фаланге у каждого пальца, потом по другой. Потом отрубили ступни ног и кисти рук. Кровь лилась рекой, но мученик терпел все до конца, и неизменно твердил одно и от потери крови скончался.

Иезуиты на другой день хотели было мучить и других, но в эту же ночь было получено из Монтерея повеление, чтобы всех взятых в плен русских алеутов немедленно прислали под конвоем, а потому они утром все, кроме скончавшегося, были отправлены в Монерей. Это рассказывал очевидец-алеут, друг замученного, который в последствии бежал из плена.

Когда преп. Герман узнал об этом, то стал перед образом, благоговейно перекрестился и произнес: «Святой новомученик Петр, моли Бога о нас!»

Преп. Герман стяжал благодать Божию подвигом, постом, бдением, молитвою, мудрым поучением ближних слову Божию. Любовь отца Германа к алеутам доходила до самоотвержения. Преп. Герман скончался в 1837 году на восемьдесят первом году своей многотрудной жизни. Жители Кадьяка всегда свято чтили память старца Германа. В 1960 году он был канонизирован, став первым святым Православной Церкви в Америке. Святого Германа местное население на Аляске помнит по сей день как выдающегося подвижника и чудотворца, своими молитвами исцелившего немало больных и недужных.

Святитель Иннокентий

Святитель Иннокентий, тогда еще о. Иоанн Вениаминов, в 1823 г. с семьей отправился на остров Уналашку для просвещения алеутов.

Остров Уналашка, где должен был поселиться отец Иоанн, принадлежит к группе Алеутских островов, которые, вместе с прилегающей территорией Аляски, были открыты русскими в середине 18 столетия и вскоре объявлены владениями России. Заселение их русскими промышленниками, привлекаемыми богатым пушным промыслом, началось с конца 18 века. Одновременно началась и проповедь христианства среди туземцев. Несмотря на кратковременность проповеди, христианство в этих краях имело большой успех. Особенно усердно принималось оно алеутами, которые по своему мягкому и кротком характеру охотно принимали христианскую веру, навсегда оставляя язычество.

Ко времени прибытия отца Иоанна в русских владениях в Северной Америке, на разных островах, служили еще три священника-миссионера.

Свою деятельность отец Иоанн начал с постройки храма. Помощников-алеутов он учил различным ремеслам и тем располагал их к себе. Отец Иоанн усердно изучал алеутский язык, создал для него письменность и в 1830-х гг. перевел на него Катехизис и Евангелие от Матфея. На острове он создал школу, где учил детей алеутов по учебникам, написанным им самим. В 1834 г. отец Иоанн был переведен на остров Ситху у побережья Аляски, жители-индейцы которого были крайне враждебны по отношению к русским. Их любовь он завоевал, оказав реальную помощь: во время эпидемии оспы он делал прививки и спас жизни многих людей. Только после этого отец Иоанн приступил к проповеди и вскоре добился значительного успеха.

29 ноября 1840 г., после смерти жены, он принял монашество с именем Иннокентий. В этом же году была учреждена епархия на Камчатке, Курильских и Алеутских островах с центром в Ситхе. Первым епископом стал Иннокентий Вениаминов, будущий митрополит Московский. В 1845 г. на о. Ситка, в Ново-Архангельске, был достроен кафедральный собор.

К 1867 году, когда Аляску продали США, русская миссия процветала. К концу российского владения Аляской и Алеутскими островами православие стало главенствующей религией алеутов и местных эскимосов.

В 1872 году резиденция епархии переместилась из Ситки в Сан-Франциско.

В 1898 году, когда в Америку прибыл епископ Тихон (Белавин), православное население на Восточном побережье заметно выросло по причине многочисленных иммигрантов. В этой ситуации в 1905 году кафедру перенесли в Нью-Йорк. В 1903 году Тихон посвятил викарного епископа на Аляску, а в 1904 году для арабских приходов – другого викарного епископа, с резиденцией в Бруклине (Нью-Йорк). В 1905 году епископ Тихон стал архиепископом. В 1907 году он покинул Америку, служил в нескольких епархиях и в 1917 году был избран Патриархом Московским и всея Руси. Он умер под домашним арестом в 1925 году и был прославлен в 1989 году Русской Православной Церковью как исповедник веры.

С именем святейшего Тихона связывают начало быстрого развития русских и сербских православных приходов в Америке. За неполных десять лет миссионерского служения святителя Тихона в Америке он повторил подвиг апостолов, созидая из миссионерской епархии Православную Церковь в Америке, паства которой состояла из десятков разных национальностей, коренных народов Аляски, эмигрантов из других стран Европы и Азии, общим числом около полмиллиона человек. Было построено множество храмов, монастырь, семинария, школы, приюты, возведены кафедральный собор во имя святителя и чудотворца Николая в Нью-Йорке, храм Пресвятой Троицы в Чикаго, храм в Бруклине во имя святителя Николая.

Продолжая традиции святителя Иннокентия и будучи его преемником, епископ Тихон совершал трансконтинентальные миссионерские путешествия из Калифорнии на Аляску и с Западного побережья США на Восточное. Как и его предшественник, святитель Иннокентий ежегодно объезжал свою епархию — Камчатскую, Алеутскую и Курильскую — по морю и по суше, подвергая себя и свою жизнь бесчисленным опасностям и невзгодам, так и святитель Тихон уже в первый год своего архипастырского служения в Америке предпринял миссионерское путешествие из Сан-Франциско на север Аляски. Сначала путь этот проходил на корабле вдоль побережья Тихого океана, затем на байдаре по северным рекам Аляски, вдоль которых располагаются поселения эскимосов.

В патриархе Тихоне мы видим преемственность и развитие служения русских миссионеров на Американском континенте, начиная с валаамских иноков на Алеутских островах и Аляске, и среди них – первого православного святого Америки – преподобного Германа Аляскинского, святителя Иннокентия, митрополита Московского, Апостола Америки и Просветителя Восточной Сибири, многих других известных и прославленных, или еще не известных и не прославленных русских миссионеров — епископов, священников, монахов и мирян, которые несли свет Православия народам Северной Америки.

Будучи «всем для всех», святитель Тихон, будущий Патриарх Московский и Всероссийский, обладал апостольским даром живой Христовой любви.

В 1921 году в Америке была учреждена православная архиепископия, подчиненная Греческой Церкви, но впоследствии переданная Вселенскому Патриархату. Это положило конец Православному единству в Северной Америке, где стали возникать Православные юрисдикции различных этнических групп, зависящих от своих материнских Церквей.

После революции 1917 года в Америку хлынул поток русских эмигрантов. Многим из них было известно о гонениях, которые коммунисты устроили на Церковь в России, и потому в апреле 1924 года Северо-Американская епархия объявила себя временно самоуправляемой Церковью, сохранив при этом духовное общение с Церковью в России.

В 1935 году было достигнуто соглашение между этой Церковью и Русской Православной Церковью Заграницей, порвавшей с Московским патриархатом, согласно которому Северо-Американская «Митрополия» становилась частью Зарубежной Церкви, хотя на практике она оставалась независимой.

К 1946 году стало ясно, что Русской Зарубежной Церкви не достает в глазах большинства Православных Церквей легитимности, поэтому Митрополия решила вновь признать Московского Патриарха своим духовным главой при условии сохранения Церковью полной административной автономии.

В 1970 году Московский патриархат даровал Митрополии статус автокефалии, и она стала называться Православной Церковью в Америке.

О том, почему с такой теплотой относились к русским миссионерам и о ситуации на Аляске рассказывает сотрудник Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата Андрей Кострюков. «Русские святые несли апостольское служение. Так получилось, что в Русской Православной Церкви больше преподобных, мучеников, чем миссионеров. Поэтому у нас любой миссионер становится известным. И поскольку ситуация была не совсем обычной — и условия, в которых они проповедовали, и тяготы миссионерского служения — все это и определяло такой пристальный интерес к ним, и создавало вокруг них апостольский ореол. Да и личности были очень яркие сами по себе, поэтому их и помнят. Преподобного Германа очень почитают на Валаамском архипелаге, в Валаамском монастыре, святитель Иннокентий после миссионерства своего стал митрополитом московским. Тихон, который проповедовал на Аляске, стал патриархом» (По материалам сайта Страна.Ru)

По материалам:
1. Афанасьев В.Н. Герман Аляскинский. Светило православия. — М.: Голос-Пресс, 2006. — 192 с.
2. Святитель Тихон — Патриарх Московский и всея России. — М.: Сретенский монастырь, 1995. — 224 с.
3. Священник Сергий Широков. История православия в Америке. Миссионерское служение святителя Тихона // Православие.ru [Электронный ресурс] – Режим доступа:
pravoslavie точка ru
4. Э.Л. Нитобург. Русская православная церковь в США. История распространения православия в Америке // Сетевой центр русского зарубежья [Электронный ресурс] — 2003. — Режим доступа: russkie точка org
5. Православная Церковь в Америке // Свет православия в Казахстане [Электронный ресурс] — 2003. — Режим доступа: svet.orthodoxy точка ru

You can skip to the end and leave a response. Pinging is currently not allowed.


Оставить комментарий

You must be logged in to post a comment.