«ПерикАтарма» или свистать всех наверх!

Статья из «Православного вестника» №9 (98) / 1 декабря 2010 года. Беседовала Cветлана Ладина.
Самая первая российская газета, потомками которой являются любые печатные издания на русском языке, вышла в свет в 1702 году. Называлась она «Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и в иных окрестных странах». Газета прихода во имя святителя Иннокентия Московского называется гораздо короче и непонятнее — «Перикатарма»; а повествует, собственно говоря, обо всем том же и еще о многом другом.

Первый номер «Перикатармы», выпущенный в июле 2009 года, открывался следующим обращением к читателю: «Дорогие друзья! Вы держите в руках первый номер нашей приходской газеты «Перикатарма». Тот, кто пойдет по указанной ссылке (1 Кор. 4,13), обнаружит, что этим греческим словом, которое на русский язык можно перевести как «сор», апостол Павел называл  нас, христиан.  Собственно, для окружающего мира мы такие и есть. Да и Христос не гнушался назвать Себя камнем, который выбросили строители, но который сделался «главою угла». Чем мы лучше? Тем более, что таковыми мы являемся для мира, а для Бога мы — дети Божии и сыны Света. Так что не стоит смущаться из-за нашего самоименования, раз уж оно апостольское, а подумаем лучше о дополнительном поводе к смирению и к тому, к чему нас обязывает это название.

Нам хочется, чтобы газета стала читаемой прежде всего для малоцерковных наших членов семьи, которые чаще всего укоряют нас в церковности и задают наиболее вредные вопросы.

Поэтому редакция открыта для ваших предложений, статей, заметок, объявлений, пожеланий и замечаний. Тем более, она открыта для помощи, в том числе и материальной, на расширение тиража».«Перикатарма» или свистать всех наверх!Мы беседуем с отцами-основателями приходской газеты — священником Ильей Александровым и алтарником Свято-Иннокентьевского храма Михаилом Васильевичем Кривинюком. Оба они, независимо друг от друга, сразу сообщили, что заниматься газетой стали исключительно по благословению настоятеля, отца Владимира Зайцева. Вернее, так: это благословение заставило их заниматься газетой. Однако, ни по изданию, ни по ним самим никак нельзя сказать, что данное послушание выполняется из-под палки, потому что такую живую, внутренне свободную газету можно делать только с любовью.

Иерей Илья Александров
Родился в 1978 году. В 2001 году окончил физический факультет УрГУ, кафедру астрономии и геодезии.
В 1998 году принял Таинство Крещения в Свято-Троицком соборе г. Екатеринбурга. Сразу после окончания Университета стал трудиться в миссионерском отделе Екатеринбургской епархии. В 2001 г. возглавил Православное студенческое братство, одновременно стал работать преподавателем физики в православной школе. В 2002 г. поступил на теологический факультет РГППУ, где проучился до третьего курса и ушел в академический отпуск по причине длительных командировок в Чеченскую республику.
Рукоположение в священный сан было совершено Архиепископом Екатеринбургским и Верхотурским Викентием по рекомендации протоиерея Владимира Зайцева в 2005 году.
С сентября 2010 года — настоятель храма святителя Иннокентия, Митрополита Московского.

Отец Илья, как все начиналось?

В первых номерах «Перикатармы» содержательная часть была за отцом Владимиром, техническая — за мной (оказалось, что я единственный, кто умеет редактировать именно в техническом смысле). А потом потихонечку он передал мне и все остальное. Это самое легкое послушание на приходе из тех, какие у меня есть. Сидишь один на один с компьютером, звонишь прихожанам: «Через час срочно написать статью!». Пастырская, миссионерская работа стократ сложнее, чем опубликовать несколько статей и сделать из них газету.

Для чего приходу нужно свое печатное издание при существующем сегодня изобилии газет и журналов?

Все ведущие приходы имеют свои газеты. Тем более, что некоторые приходские газеты со временем становятся общеепархиальными. Газета нужна для того, чтобы прихожане знали, чем приход живет, чем дышит, что самое насущное, какие проблемы, какие праздники. Наша «Перикатарма» эту функцию и выполняет — она в большей степени не богословско-просветительская, а информационно-познавательная.

А что касается «приходских газет, которые со временем становятся общеепархиальными» — это Вы наш «Православный вестник» имеете в виду?

Конечно. Будучи приходским изданием, «Вестник» знакомил прихожан друг с другом, а сейчас выполняет эту же функцию, только уже внутри епархии: рассказывает, чем сейчас живут приходы и епархия в целом, публикует мнения авторитетных священников, суждения людей по тем или иным острым общественно-политическим, церковным вопросам нашей жизни.

Хорошо, что на страницах журнала освещаются насущные проблемы. Вот меня, например, интересует воспитание детей. Увидел статью в рубрике «Семейная педагогика» по книгам Гиппенрейтер, после этого купил несколько книг этого автора. Прочитал — понравилось. Посмотрел еще старые номера, нашел несколько статей про воспитание детей. Это как объявление на двери в подъезде: «Мука, сахар». Тебе надо — оторвал бумажку с номером телефона, позвонил, приобрел. То же самое с журналом: надо — открыл, нашел, прочитал, пригодилось.

В отличие от отца Ильи, Михаил Васильевич Кривинюк с «ПВ» почти не знаком, и здесь на комплименты не нарваться при всем желании. Поэтому от похвал родному журналу придется, все же, вернуться к рассказу о газете «Перикатарма».

Михаил Васильевич, отец Илья редактирует газету. А чем Вы занимаетесь, и как это началось?

Газету издавать выдал задание о. Владимир. Отец Илья начал делать, я обещал, что, чем смогу, помогу. После первого-второго номера сказал: «Ребята, вам надо, чтобы ее читал кто-то грамотный, кто буквы умеет писать правильные в правильном месте». А раз я переводчик, язык мне не чужд, и я в этом вопросе очень привередлив. Если в тексте есть ошибки, я их замечу и скажу: «Ой». Когда в газете есть признаки непрофессионализма, это плохо. Прихожане это простят. Но она ж дальше уходит, попадает в руки к людям, которые будут хихикать. Нехорошо.

Как идет работа над номером?

Есть постоянные авторы — Власов, Цориев и еще несколько человек. Бросаем клич — они откликаются. А иногда — раз, и кто-то еще статью приносит. В общем, если схематично — прихожане пишут материалы, отец Илья их склеивает, высылает мне, я над ними издеваюсь, говорю: «Ой», делаю к ним картинки, отправляю ему обратно… Ну, примерно так.

Мне запомнился замечательный материал об алтарниках храма — очень интересно было прочесть о каждом из них.

Просто назрела ситуация, когда в нашем храме появилось сразу 9 человек в подрясниках. О. Владимир сказал по паре абзацев про каждого нарисовать.

Михаил Васильевич Кривинюк
Родился в 1970 году. В 1986 году окончил школу и поступил в Медицинский институт, где учился до 1992 года. Во время учебы в мединституте работал санитаром и медбратом в различных больницах, в неврологических и реанимационных бригадах «Скорой помощи».
В 1992 году эмигрировал в Великобританию. Там окончил университет с двойным диплом математика и специалиста в области компьютерных наук. В 2002 году вернулся в Россию.
Крестился в 2007 году в храме святителя Иннокентия Московского.
Является директором и соучредителем агентства «Туриански & Вольфссон. Эксперты перевода». Занимается письменным, синхронным и последовательным переводом с английского на русский и с русского на английский.
Алтарник храма во имя святителя Иннокентия Московского.

Чем «Перикатарма» привлекает читателя, как Вы для себя это формулируете?

Не знаю. Но я знаю, что если ее напечатать 50 копий, они все разойдутся. Утром газету выложил, после службы приходишь — нет ни одной. Если напечатать 100 — тоже все расходятся довольно быстро. А почему? — надо у этих людей спрашивать, которые хватают газету и бегут, читатели называются. Подозрение у меня такое, что газета помогает преодолеть разобщенность, от которой так страдает современный мир.

Еще не будучи алтарником, я приходил на службу — вот отец Владимир служит, вот алтарник с ним — белокурый, кудрявый, зовут Саша. Что за Саша? Почему записки принимает? А сейчас такого вопроса нет, потому что газета знакомит прихожан друг с другом. Газета дает людям чувство, что община есть.

Один из постоянных авторов «Перикатармы» — Андрей Эльдарович Цориев. Он, как и два предыдущих моих собеседника, рассказ о своей работе в газете начинает «за упокой»: мол, это тяжкая обязанность. Однако, оканчивается разговор «за здравие».

У меня бывало, чтобы мне захотелось что-то написать, считанные разы. Это меня заставляют: напиши, напиши… Я не отношусь к людям, которые не могут не писать. Но, видимо, благодаря тому, что свои мысли я привык формулировать в медицинских заключениях, могу составить текст, который не совсем противно читать. На работе мы постоянно описываем то, что видим, и делаем выводы (интервью с доктором Цориевым читайте в этом номере ПВ — прим. автора). Нравится людям наша газета, наверное, потому, что все авторы — знакомые, всегда приятно читать написанное тем, кого ты лично знаешь. Плюс к тому — у нас там нет менторского стиля, которого я терпеть не могу. Ну, и потом, мы же пишем не за деньги, и стараемся не ударить в грязь лицом.

На страницах «Перикатармы» автор этих строк, даже не являясь прихожанкой Свято-Иннокентьевского храма, нашла для себя множество действительно интересных материалов: «чеченские» статьи о. Владимира Зайцева, рекомендации юристов, врачей, психологов по различным вопросам, исторические исследования, паломнические заметки, советы православным мамам, свидетельства о чудесах.

Родным ощущается стиль газеты — неформальный, незаорганизованный, живой и доверительный. Замечательный стиль! Он вполне соответствует названию — тому его толкованию, которое было предложено в самом начале. «Как вы яхту назовете, так она и поплывет». Плавание проходит нормально, команда держится выбранного курса, успешно работая в авральном режиме — и в этом выражении нет иронии или негативного смысла: авралами на судах называют работу, которая выполняется всем или почти всем личным составом по специальному сигналу «все наверх» (от английского over all). Конечно, «все наверх»! А куда же еще нам стремиться?

Святителю отче Иннокентие, моли Бога о нас!

You can skip to the end and leave a response. Pinging is currently not allowed.


Оставить комментарий

You must be logged in to post a comment.