ДВИЖЕНИЕ ВЕРЫ (НЕОПЯТИДЕСЯТНИКИ, НЕОХАРИЗМАТИКИ)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ МИССИОНЕРСКИЙ ЛИСТОК

№5

Миссионерский отдел СПб епархии РПЦ 

ДВИЖЕНИЕ ВЕРЫ

(НЕОПЯТИДЕСЯТНИКИ, НЕОХАРИЗМАТИКИ)

 

Основатель. Движение веры или Богословие позитивного исповедования уходит корнями к зародившемуся во второй половине ХIХ в. в США учению «Позитивное мышление». У истоков его стоял богослов Эссек Уильям Кеньон. После его смерти в 1948 году это учение было развито Кеннетом Хейгином, Кеннетом Копландом, Чарльзом Кэппсом, Джоном Аванзини.

Религиозная доктрина. В Движении веры используется несколько учений, основанных на искаженном понимании стихов Библии:

— Бог сотворил мир словами веры, творит все свои дела верой, и мы должны иметь такую же веру.

- В грехопадении человек принял в себя природу сатаны и уступил сатане владычество над миром, сделав его юридическим богом этого мира.

— Иисус умер не только физически, но и духовно, приняв в Себя природу сатаны, пострадал за нас в аду и был затем рожден свыше.

— Посредством позитивного исповедания, подкрепленного Божией верой, мы можем победить болезнь и бедность.

- Рождение свыше – это приобретение Божией природы – это воплощение Бога.

Утверждение. Все, что сказано с верой, приобретает способность воздействовать на ситуацию, к которой относится.

Сравнение с христианством.

  • Неопятидесятники. «Человек – …был сотворен на равных началах с Богом…Он сделал нас существами того же класса, что и Он Сам…Человек жил в мире Бога. Он жил на равных правах с Богом…Верующий назван Христом…Вот кто мы такие – мы Христос! (К. Хейгин).
  • Христианство. Такое утверждение возносит человека до уровня Бога и порождает гордость, из которой вытекает убеждение, что человек, может сам себя спасти от невзгод, настаивая на своих «божественных правах».
  • Неопятидесятники. Стих Рим.4:17 используют, чтобы доказать, что любой человек может «назвать несуществующее как существующее». Посредством благословений Авраама сторонники Движения веры «аннулируют проклятие Адама и принимают почти все привилегии царства ещё до его полного пришествия» (Вестник № 6).
  • Христианство. В стихах Рим.4:13-20 речь идет о вере Авраама и об его особом даре пророчества. Вырванный из контекста 17 стих меняет смысл. «Ибо не законом даровано Аврааму или семени его обетование – быть наследником мира, но праведностью веры» (ст. 13).
  • Неопятидесятники. Все верующие в Иисуса Христа должны быть здоровыми и преуспевающими христианами и это, якобы, есть в 3-м Послании Иоанна, стих 2: «молюсь, чтобы ты здравствовал и преуспевал во всем, как преуспевает душа твоя».
  • Христианство. 3-е Послание Иоанна является приветствием к Гаию, а не наставлением в жизни. Нельзя этот стих считать выражением Божией воли.
  • Неопятидесятники. Используют учение «теология процветания»: христианин должен иметь свой процветающий бизнес. «Нам нужно царствовать в жизни как царям. Это значит, что мы господствуем над своей жизнью. Нам нужно господствовать, а не быть под господством» (Хейгин, «Новые пороги веры», с.55).
  • Христианство. Страдавшие за веру «были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; …И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства» (Евр.11:37-40).
  • Неопятидесятники. Сторонники позитивного исповедания призывают требовать у Бога исполнения наших желаний. «Как верующий, вы имеете право приказывать во имя Иисуса» (Копланд, «Наш завет с Богом»).
  • Христианство. Бог не является исполнителем наших эгоистических желаний. Вера не является средством манипулировать Богом в наших целях. В учении Иисуса Христа вера не стоит выше любви: «Потому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин.13:34-35).
  • Неопятидесятники. «До тех пор, пока мы не осознаем, что мы маленькие боги, и не начнем поступать как маленькие боги, мы не сможем явить Царство Божие» (Эрл Полк). Этот проповедник использует стих Пс.81:6 «Я сказал: вы боги, и сыны Всевышнего – вы все. Но вы умрете как человеки, и падете как всякий из князей».
  • Христианство. В этих стихах Бог осуждает тех, кто пытается превознести себя до уровня Бога. В этом стихе Бог высмеивает судей Израилевых (богов), извративших справедливый суд. Люди по природе не божественны, по природе божественен только Сам Бог.

     Движение Веры нельзя рассматривать как пятидесятническое или харизматическое, несмотря на то, что Движение сохранило большую часть богословских особенностей этих конфессий.

К Движению Веры в России относятся организации: «Церковь новое поколение», «Слово жизни», «Церковь Завета», «Источник жизни», «Живая вода», «Новая жизнь», «Церковь на камне», «Роса», «Благодать», «Дом горшечника», «Церковь любви Христа», различные «церкви Полного Евангелия» и многие другие.

Психологические аспекты.

К деструктивным организациям неопятидесятническое Движение Веры отнесено научно-практическими Конференциями:

  • «Тоталитарные секты – угроза XXI века», 05.2001, Нижний Новгород,
  • «Тоталитарные секты и демократическое государство», 11.2004, Новосибирск,
  • «Неопятидесятнические секты в России: угроза религиозного экстремизма», 05.2005, Саратов.

Деструктивной религиозной организацией называется такая организация, которая применяет обман при вовлечении и контроль сознания для своих членов без их на то согласия.

Обман при вовлечении. В приглашениях на массовые мероприятия, проводимые церквями Движения веры, почти никогда не указывается конфессиональная

принадлежность проводящих мероприятия. Называют себя «просто христианами», «евангелистами», иногда «протестантами», «пятидесятниками».

Контроль сознания состоит из контроля поведения, контроля информации, контроля мышления и контроля эмоций.

Контроль поведения. Ссылаясь на «пророчества» и «откровения», пасторы определяют стиль поведения своих прихожан: с кем иметь знакомство, а с кем разорвать отношения, манипулируют прихожанами, используют верующих для своих корыстных целей и для личной выгоды. Попавшие под влияние таких руководителей дети, даже и совершеннолетние, порывают отношения с родителями.

Контроль информации. В неопятидесятнических организациях изучают Священное Писание, но избирательно и в угоду тому направлению «богословия процветания», которое проповедуют пастыри, возглавляющие ту или иную группу. В СМИ всячески поддерживается вера в исцеление «хромых», «глухих», «слепых» на сборищах этих организаций, скорее похожих  на веселые шоу, чем на молитвенные  собрания. Например, на проповеди  пастор «Церкви новое поколение» Алексей Ледяев говорил: «Вера – это хорошее настроение. Это улыбка. Это влияние на окружающих».

Контроль мышления. В организациях Движения веры происходит разделение мира на «мы» (верующие в Иисуса) и «они» (не верующие в Него). Применение таких практик как «языкоговорение» (якобы сошествие Святого Духа на человека и получение дара говорить на неизвестном языке), «торонтское благословение» (долгий и бессмысленный смех), «поверженность в духе» (под действием внушения человек падает в бессознательном состоянии), «молитва мук рождения» (конвульсии) являются разрушительными средствами воздействия на психику.

На массовых мероприятиях формируется коллективное сознание, когда человек не контролирует себя, и все действуют «как один». Экстатические состояния становятся своеобразным наркотиком, и, если они не повторяются, то у адептов наблюдается «синдром отмены». В состоянии такого коллективного гипноза проводятся денежные сборы, которые могут значительно превосходить десятую часть доходов прихожан и называются «посевом денег».

Из молодых прихожан готовят пастырей, отправляя их на учебу в собственные школы. Тем самым, играя на стремлении молодых людей к самореализации, им предлагается «создать свою церковь и стричь своих овец», спуская с них «хоть три, хоть десять шкур» (пастор Ледяев, см. Прозрение № 7/2001).

В организациях практикуют публичные исповеди, с помощью которых в дальнейшем манипулируют своими прихожанами, добиваясь контроля над их действиями.

Контроль эмоций Эмоциональному состоянию прихожан уделяется большое значение. Формируется две эмоции: эмоция вины и эмоция страха. В своих действиях и поступках прихожанам этих церквей предлагается покаяться публично. Тайна исповеди отсутствует. Виноват человек перед Богом, самим собой. Если человек не богат и не имеет своего дела, его упрекают в неугождении Богу искаженным толкованием стихов Библии. Возникает страх покинуть группу процветающих христиан, потерять экстатическое состояние, при котором «Дух Святой» сходит на верующего.

Организации Движения веры крайне отрицательно относятся к православию, называя его «идолопоклонством», публично высмеивают священников, правила и каноны Православной Церкви.

Большое распространение в организациях Движения веры имеют центры по реабилитации людей страдающих наркотической зависимостью (например «Церковь Завета», «Новая жизнь» и др.). Наркотическая зависимость там

подменяется психологической зависимостью от религиозной организации, а пациенты в этих «реабилитационных центрах» становятся бесплатной и безответной рабочей силой. Программы, применяемые в таких центрах, не имеют никакой медицинской поддержки.

Не менее опасны публичные выступления, называющих себя священниками, пасторов, например, Бенни Хина. В Москве в 2000 году на стадионе в Лужниках, во время его массового «исцеления» на пол были уложены десятки людей, в том числе и председатель «Российского союза церквей веры евангельской» В. Мурза, по приглашению которого и приехал зарубежный проповедник. По свидетельству участника этого фестиваля «В зале люди плакали, смеялись, вопили во весь голос, непроизвольно дергались, гавкали, квакали, кукарекали, падали на землю. Словом беснование было в полном разгаре. Сам Бенни истошно вопил и дул в микрофон: «Исцеляйтесь!».

В настоящее время неохаризматическое движение достаточно быстро растет (в России их около 300 тыс.), лидеры неопятидесятников активно лоббируют свои интересы в органах власти, выдавая себя за традиционную протестантскую конфессию, а устраиваемые «Марши Иисуса» являются по сути публичными шоу и местом привлечения новых членов.

Неопятидесятнические организации имели ряд судебных разбирательств.

Во время судебного процесса в г. Новокузнецке по иску «церкви христиан веры евангельской» «Живая вода» к настоятелю Спасо-Преображенского собора отцу Владимиру Пивоварову о защите чести, достоинства и деловой репутации (отец Владимир назвал церковь «Живая вода» опасной тоталитарной сектой) были заслушаны свидетельские показания. «Свидетели Хаустов, Макрушина, Цыбенко, Чертков, побывавшие на богослужении в церкви «Живая вода», отмечают применение гипноза, введение людей в состояние транса, готовность выполнять любое задание. Зав. кафедрой психотерапии и медицинской психологии ГИДУВа, к.м.н. В.А. Кубасов отмечает, что лица, проводившие богослужение, квалифицированно владеют техникой введения людей в состояние транса, экспресс-гипнозом». Суд постановил истцам в иске отказать.

По сообщению ИНТЕРФАКСа (Якутск, 23 ноября 1999г.) пять членов региональной секты неопятидесятников из Алдана (Якутия) осуждены городским судом за истязание 10-летнего Миши Дулова, который скончался от их побоев.

Собравшиеся на конференции «Тоталитарные секты – угроза XXI века» христиане свидетельствовали «о крайней опасности «Движения веры». Это грубая магическая оккультная система, широко использующая психическое манипулирование и контролирование сознания. Неопятидесятничество ни в коем случае не может быть названо ни христианской, ни библейской системой. Это лжеучение… Как христиане, мы свидетельствуем, что учение и практика неопятидесятнического движения является хулой на Духа Святого, которая, по евенгельскому слову, «не прощается ни в сем веке, ни в будущем» (Мф.12:31)».

 

Литература.

  • Вестник Центра Апологетических Исследований, выпуск № 6, 1999г.
  • Журнал Прозрение № 4/2000, 6/2001, 7/2000, 8/2002, Москва.
  • Материалы конференций в Нижнем Новгороде, 2001, Новосибирске, 2004  и Саратове, 2005.
  • Дворкин А. «Сектоведение»,Нижний Новгород,2003.


Комментарии закрыты.