Взаимодействие с общеобразовательными школами.

Естествознание и православие
Информационно-методический кабинет готовит к выпуску сборник материалов по теме «Преподавание естественных наук в православном аспекте», а также те доклады, которые прозвучали на очередном заседании методобъединения «Естествознание и православие», проходившем в рамках II Епархиального Съезда Законоучителей 26 июня августа 2006г.Проводя общую идею объединения преподавания естествознания в православном аспекте в разных типах школ: в общеобразовательных, в православных гимназиях и воскресных детских школах, были подготовлены доклады:

— «Урок физики» Ю.Б.Тереховой, учителем физики школы №28 г.Каменска-Уральского

— «Православный компонент в преподавании биологии» С.Н.Илларионовой, учителем биологии в Свято-Алексеевской православной гимназии

— «Духовный закон как основа мироздания» Н.В.Юсуповой, преподавателем естествознания в воскресной школе при Свято-Троицком Кафедральном Соборе.

В своем вступительном докладе «Преподавание естествознания в православном аспекте» куратор О.В.Горопашная выделила 3 основных типов изложения предметного материала по естественным наукам в зависимости от тех условий, где ведется обучение и предложила начать сбор дидактического материала по основополагающим проблемам в преподавании биологии: эволюция, происхождение жизни, происхождение человека.

Ключевым явился доклад Юсуповой Н.В., главной мыслью которого было то, что духовные и физические законы не отделены друг от друга, т.к.мир является целостным и не разделенным на физический и духовный, поэтому и изучать его надо целостно, рассматривая духовный закон как основу всех природных закономерностей.

Знакомство будущих коммерсантов с Православной Культурой
Администрация Свердловского Кооперативного техникума Облпотребсоюза в лице директора Федоровских Е.Н. пригласила сотрудников катехизаторского отдела школьного направления методиста Заболотнову Т.И. и завуча Суровикину И.А. для встречи со студентами. Сотрудники отдела провели беседы со студентами 1 и 2 курса обучения, будущими бухгалтерами, коммерсантами, менеджерами. На сообщения о содержании факультатива по Основам Православной культуры студенты реагировали по-разному: кто-то остался в раздумьях, а некоторые студенты выразили желание посещать факультативные занятия.Со следующей недели факультатив «Основы Нравственности» начинает свою работу в Свердловском Кооперативном техникуме Облпотребсоюза.

 

Забота гимназии о духовном развитии детей
14 сентября методист Катехизаторского отдела Заболотнова Татьяна Ивановна и завуч отдела Суровикина И.А. посетили гимназию № 202 «Менталитет» г. Екатеринбурга. Педагогический коллектив и родители детей, которые обучаются в этой гимназии, заинтересованы во всестороннем развитии и воспитании детей.Кроме уроков государственного стандарта, в 1-ых классах гимназии введены английский язык, хореография, филология, факультатив Основы Православной Культуры. Не только ум и тело, но, что наиболее важно, детская душа не останется без внимания в этом учебном заведении.

 

Направление факультативов по Основам Православной культуры Катехизаторского отдела подвело итоги работы своего стенда на выставке «От Покаяния к Воскресению России»
В минувшую пятницу 4 августа на собрании сотрудников направления факультативов по основам Православной культуры Катехизаторского отдела были подведены итоги работы стенда направления на выставке «От Покаяния к Воскресению России», которая проходила во дворце Игровых Видов Спорта с 15 по 23 июля в рамках фестиваля «Царские Дни». Первоначально ставилась под сомнение целесообразность участия Миссионерского и Катехизаторского отделов в этой выставке, поскольку подавляющее количество площадей было занято представителями Православных Издательств, предприятий и приходов, занимающихся реализацией церковной утвари и литературы. Казалось, что выставочно-консультативные стенды, да еще с Миссионерской и Педагогической тематикой будут мало востребованы. Тем более, что из всего Епархиального управления, по мимо Миссионерского и Катехизаторского отделов только Паломнический и Социальный отделы приняли участие в выставке. Однако, практика показала, что опасения были напрасны, так как на выставке в числе ее посетителей оказалось достаточно большое количество педагогов и родителей интересующихся Православным образованием и воспитанием. Только в рамках факультативной деятельности и внедрения «Основ Православной культуры» сотрудниками указанного направления Катехизаторского отдела было дано более ста учебно-методических консультаций интересующимся педагогам. Множество родителей получили информацию об условиях введения факультативов в школах, где обучаются их дети. Многие из обратившихся дали свои координаты для дальнейшего сотрудничества. Руководитель направления, методист Отдела Татьяна Ивановна Заболотнова отметила, что особым спросом пользовались наши программы по «Основам Православной культуры», опыт проведения Областного конкурса «Ручейки добра», а также игра «Путешествие азбуки», выполненная с учетом Православного контекста в обучении ребенка. Из подведенных итогов был сделан вывод о дальнейшей целесообразности работы в выставках такого характера.

 

Игра «Из варяг в греки»
29 апреля в Храме-на-Крови для призеров очного тура II Областного конкурса Ручейки добра: нравственная и культурная красота Православия» была проведена познавательно-игровая программа для начальной школы «Из варяг в греки». В программе участвовало 22 человека. Дети прослушали приветственное слово, разделились на три каравана: синий парус, красный парус и желтый парус. Каждый караван отправился в путь по маршруту: Новгород – Смоленск – Киев. 

 

Станция «Господин Великий Новгород»
На этой станции дети познакомились с планом старого Новгорода, изображением герба, видом Новгородского храма Святой Софии, доспехами княжеских дружинников.

Дети узнали, каким необычным способом избирался Новгородский Владыка и затем попытались объяснить значение поговорки – «Где София, там и Новгород».

Участники игры должны были выполнить два задания:

1. Разгадать кроссворд в виде клубка «Предметы Новгородской торговли», в котором была зашифрована строка древней летописи – «из греческой земли – золото, паволоки (шелка), вина, различные плоды… из Руси же – скора и воск и мёд и рабы»

2. «Создать княжескую дружину» — конструирование из бумаги старшей конной (бояре и княжии мужи) и младшей пешей (отроки) дружины.

 

 

Станция «Смоленск»
Участники игры-путешествия прибывают в город Смоленск. Ведущий ознакомил детей с историей древнего Смоленского княжества, с изображением древнего герба; с иконой Божьей Матери Смоленская Одигитрия-Путеводительница.

Затем дети приступили к выполнению следующих заданий.

Познакомившись с картой древнего города Смоленска детям было необходимо выбрать изображения древних строений и поместить их на макете деревянной крепости.

Дети увлеченно складывали храмы из фрагментов по образцам древних Софийских храмов, далее они должны были прочитать тайнопись, в которой зашифровано название древних икон, выбрать необходимый образ из предложенных и написать пером на бумаге его название. Участники восстанавливали правильный текст – описание древнего города.

 

 

Станция «Киев»
Участники игры – путешествия «Из варяг в греки» в конце пути прибыли в г. Киев. Ведущий ознакомил детей с планом древнего города, изображением древнего герба. Детям были представлены изображения крепостной стены, княжеского терема и избы простого человека. Они познакомились со святынями города, которые сохранились до настоящего времени: видом 13-главого Софийского собора и с видом Киево-Печерской Лавры. Ведущие рассказали детям о значении древней столицы для Руси, о создании знаменитой Печерской обители и о четырех монахах. Затем дети приступили к выполнению следующих заданий: старшие дети путешествовали по древнему Киеву, выполняя различные поручения; младшие дети знакомились с домашней утварью, находили предметы домашнего обихода избы на картине по названию этих предметов.

Следующее задание связано с жизнью в монастыре. Младшие дети рассказывали про иллюстрации о трудах монахов. Старшие дети должны были разыскать монахов, занимающихся определенной деятельностью: врач, летописец, иконописец, воин.

 

Игра «Смутное время»
29 апреля 2006г. в Храме-на-Крови прошел финал II Областного конкурса «Ручейки добра: нравственная и культурная красота Православия».Среди учащихся 9 – 11 классов — победителей заочного тура проводилась игра «Смутное время».

Игра включала 2 блока: сначала проводилась командная игра, затем — индивидуальная игра.

Участники игры «Смутное время» разделились на 2 команды: «Рюриковичи» (капитан Копырин Денис, г. Каменск-Уральский) и «Земское собрание» (капитан Полякова Марина, г. Каменск-Уральский).

Ребятам предлагались самые разные задания: аукцион имен исторических деятелей данной эпохи, блиц (короткие вопросы каждой команде), конкурсы «О ком идет речь?» и «Озадачили» (тексты о различных событиях и видных деятелях эпохи из произведений В.О. Ключевского «Курс русской истории» и М.В. Толстого «Рассказы из истории Русской Церкви»), задания «Напишите пояснения к карте», «Найдите икону», «Рассмотрите иллюстрацию», задания на карточках: «Соедините даты с событиями», «Соедините авторов произведений с их названиями», «Заполните пропуски в тексте»,

Вопросы игры были составлены с учетом включения в историческое повествование настоящих сведений (которые часто замалчиваются на уроках истории в школе) о роли Русской Православной Церкви, ее иерархов, всего православного населения России XVI – XVII вв. и самой Православной веры в преодолении Смуты – времени с 1598 по 1613 г., которое современники называли «великой разрухой Московского государства». Важное место в игре заняли также вопросы о произведениях русской культуры и искусства о Смутном времени: литературных, музыкальных и художественных.

Поэтому основной целью игры стало воспитание патриотизма у ее участников. Была проведена параллель между Смутным временем и временем, в котором мы живем сейчас.

После командной игры проводилась игра «Самый эрудированный» среди выбранных командами претендентов на это звание. В игре «Самый эрудированный» участвовали Алкин Тимур (п. Староуткинск) и Полякова Марина (г. Каменск-Уральский).

Вопросы игры предполагали знакомство участников со Священным Писанием. Выяснилось, что участники, выбранные командой, знают Священное Писание, но недостаточно ориентируются в некоторых вопросах взаимосвязи Священного Писания и Русской культуры.

 

 

По результатам игры «Смутное время» победителями стали:
 

Команда «Рюриковичи»: Копырин Денис (г. Каменск-Уральский), Кузьмуков Семен (г. Каменск-Уральский), Любимов Евгений (г. Каменск-Уральский), Сахарова Дарья (г. Екатеринбург), Алкин Тимур (п. Староуткинск), Болдырева Анастасия (г. Екатеринбург).

 

Победитель игры «Самый эрудированный»:

Алкин Тимур (п. Староуткинск).

 

По отзывам участников, игра была интересной, веселой и познавательной.

 

29 апреля в Храме на Крови пройдет заключительный, очный этап Второго Областного конкурса среди школьников «Ручейки добра»
Конкурс «Ручейки добра» уже второй раз проводится Катехизаторским отделом Екатеринбургской епархии при поддержке Министерства Образования Свердловской области. Он включает в себя заочный этап конкурсных работ, проводящийся среди младших, средних и старших классов школ области. И очный, – в который выходят победители заочного этапа. Задания, которые получают ребята, как на дом, так и в процессе очного состязания все связаны с Основами Православной Культуры. В прошлом году в конкурсе приняли участие 732 школьника, на очный этап вышли 74 участника. В этом году в конкурсе участвовали уже более 1300 ребят из Артей, Алапаевска, Североуральска, Каменск-Уральского, Нейво-Рудянки, Екатеринбурга, Староуткинска и других городов и поселков Свердловской области. Строгая комиссия отобрала для очного этапа 57 человек.Программа мероприятия начинается в 12-00 в Конференц-зале Храма на Крови, где будут подведены итоги заочного тура. Затем, в 12-15 будет отслужен Благодарственный молебен и с половины первого начнутся игры очного тура.

В 14-00 перерыв на обед, и в 15-00 награждение победителей.

Кроме того, для ребят, их педагогов и родителей запланированы экскурсии по Храму на Крови и колокольню самого красивого собора в городе.

 

Конкурс «Ручейки добра»
Вот уже второй год сотрудники Катехизаторского отдела Екатеринбургской Епархии проводят II Областной конкурс «Ручейки добра: нравственная и культурная красота Православия» среди общеобразовательных школ Свердловской области.В 2006 году заочный этап конкурса проходил в феврале. Заявки на участие подали 28 школ области и 33 школы города Екатеринбурга.

Работы сдали 1238 учащихся из двадцати двух школ области и тридцати трех школ города Екатеринбурга. В прошлом году участие приняло гораздо меньшее количество учеников – 732 ребенка и количество школ была гораздо меньше – в общей сложности 40 школ.

20 марта 2006 года прошло заседание жюри, на котором были выбраны победители заочного этапа.

 

 

Протокол заседания жюри Областного конкурса«Ручейки добра: нравственная и культурная красота Православия»

для общеобразовательных школ от 20 марта 2006г.

 

В конкурсе принимают участие учащиеся 23 школ г.Екатеринбурга и 22 школ области:

1 класс – 212 человек

2 класс – 201 человек

3 класс – 228 человек

4 класс – 161 человек

5 класс – 168 человек

6 класс – 34 человек

7 класс – 88 человека

8 класс – 77 человек

9 класс – 10 человек

10 класс – 41 человек

11 класс – 13 человек

 

Итого, 1238 человека.

 

Жюри в составе:

Разумейко Елены Сергеевны, заместителя директора Центра «Учебная книга» Министерства Образования Свердловской области,

священника Ильи Александрова, исполняющего обязанности руководителя Миссионерского и Катехизаторского отделов;

Каримовой Надежды Сергеевны, зав. учебной части Екатеринбургской Православной Духовной Семинарии,

иеродиакона Кирилла Григорьева, Екатеринбургская Православная Духовная Семинария;

Титовской Лидии Александровны, Екатеринбургская Православная Духовная Семинария;

Заболотновой Татьяны Ивановны, методиста Катехизаторского отдела,

Дубовик Светланы Владимировны, сотрудника Миссионерского отдела

 

постановило:

1. Утвердить предварительные рейтинги работ;

2. Наградить всех представивших работы грамотами участников;

3. Признать лучшими в своих возрастных категориях следующих учащихся:

1 класс

Власов Данил (школа №1, п.Арти)

Невраева Лена (школа №1, п.Арти)

Карпинских Мария (шк. № 23, г.Краснотуринск)

Замараев Алеша (ЦПШ Свято-Троицкого собора, г.Н.Тагил)

2 класс

Советкина Таня (ЦРТДиЮ, г.Невьянск)

Даянов Артур (шк. №36, г.Екатеринбург)

Новиков Женя (ЦРТДиЮ, г.Невьянск)

Вассина Юля (ЦРТДиЮ, г.Невьянск)

Коробков Алексей (шк. №7, г.К-Уральский)

3 класс:

Белянцева Анастасия (шк. №57, г.Екатеринбург)

Мохов Антон (ЦРТДиЮ, г.Невьянск)

Сененко Антон (Православная гимназия во имя Святых Царственных Страстотерпцев, г.Екатеринбург)

Михайлова Христина (шк. №57, г.Новоуральск)

Голованова Анна (шк. № 20, г.Екатеринбург)

4 класс:

Виноградов Кирилл (шк. №17, г.Каменск-Уральский)

Логинова Ирина (шк. №8, г.Североуральск)

Егоров Иван (шк. №214, г.Екатеринбург)

Шипицина Анна (шк. №19, г.Каменск-Уральский)

Воробьева Екатерина (ЦРТДиЮ, г.Невьянск)

Белова Дарья (шк. №9, пос.Нейво-Рудянка)

5 класс:

Ипатова Ася (СОШ №7, С. Патруши)

Лубкин Стас (Шк.Юность, г.Екатеринбург)

Ильенко Анастасия (шк. №22, К-Уральский)

Чемезова Анастасия (шк. №22, К-Уральский)

Скороходов Сергей (шк. №22, К-Уральский)

Охман Дима (Шк-интернат №28, Екатеринбург)

Хороших Александра (шк. №3, К-Уральский)

Эинулаева Роксана (Кисловская СОШ)

Щелконогова Виктория (Кисловская СОШ)

Тунгусова Марина (шк. №40, г.Н-Тагил)

6 класс:

Минабутдинов Иван (шк. №64, г.Н-Тагил)

Дьячков Денис (шк. №7, К-Уральский)

Меркурьева Вера (МОУ СОШ № 19, К-Уральский)

Воротынский Богдан (ЦПШ храма Покрова БМ, г.К-Уральский)

7 класс:

Глинских Денис (Православная гимназия во имя Святых Царственных Страстотерпцев, г.Екатеринбург)

Медведев Кирилл (Православная гимназия во имя Святых Царственных Страстотерпцев, г.Екатеринбург)

Ентякова Елена (МОУ СОШ № 132, Екатеринбург)

Папуловских Артем (СОШ № 19, К-Уральский)

Дорогастина Таисия (МОУ СОШ №4, Алапаевск)

Устьянцева Марина (Шк. №44, Екатеринбург)

8 класс:

Плешкова Елена (шк. №22,К-Уральский)

Душина Екатерина (ОУ №8, г.Североуральск)

Пивнева Мария (шк. №14, г.Екатеринбург)

Сероштан Лия (МОУ СОШ №9. пос Нейво-Рудянка)

9 класс

Чуракова Александра (ОУ №11, г.Североуральск)

Кощеева Алена (МОУ СОШ №13 п. Староуткинск)

Крапивина Александра (ОУ №8, г.Североуральск)

Алкин Тимур (МОУ СОШ №13 п. Староуткинск)

Астахова Оля (№19 г. К-Уральский)

10 класс:

Есенина Джульетта (Православная гимназия во имя Святых Царственных Страстотерпцев, г.Екатеринбург)

Полякова Марина (МОУ СОШ №22 г.К-Уральский)

Сахарова Дарья (Православная гимназия во имя Святых Царственных Страстотерпцев, г.Екатеринбург)

Любимов Евгений (шк. №60, г.К-Уральский)

Болдырева Анастасия (Православная гимназия во имя Святых Царственных Страстотерпцев, г.Екатеринбург)

11 класс

Копырин Денис (СОШ №22, г.Каменск-Уральский)

Кузьмуков Семен (СОШ №22, г.Каменск-Уральский)

Ядрышникова Любовь (шк. №1, п.Арти)

 

4. Отметить благодарственными письмами педагогов (научных руководителей) представленных работ.

Стоит отметить интерес к конкурсу среди учащихся и педагогов, а также и то, что конкурс имеет немалое значение в деле привлечения общественного внимания к православной культуре

Но на этом работа не останавливается. 29 апреля 2006 года планируется проведения очного тура конкурса «Ручейки добра». Подведение итогов и награждение победителей конкурса также состоится 29 апреля.

Подробней о конкурсе можно узнать по телефону: 377-00-14 (спросить Катехизаторский отдел).

 

Педсовет
С начала этого учебного года в школах Екатеринбурга и его пригородов сотрудниками Катехизаторского отдела ведутся факультативы по Основам православной культуры. На данный момент этим занимаются 9 педагогов.Для обсуждения текущих задач и решения возникающих проблем педагоги собираются 2 раза в месяц. Очередной педсовет состоялся 10 февраля 2006г.

В ходе которого: 1) Методист Заболотнова Т.И. поделилась впечатлениями от участия в 14 Международных Рождественских чтениях, проходивших в конце января — начале февраля 2006г. в Москве. Татьяна Ивановна подчеркнула высокую профессиональную компетентность преподавателей Основ православной культуры в западных областях России (Калининградской, Смоленской областях), к которой должны стремиться все педагоги. А также познакомила педагогов с новинками учебно-методической литературы.

2) Педагог Малимонова С.А. представила коллегам разработку урока «Каин и Авель» для 5 класса основной общеобразовательной школы, в обсуждении которой приняли активное участие все педагоги. Доброжелательный анализ и оценка деятельности педагога коллегами помогает в усовершенствовании педагогического мастерства.

 

Центром аттестации Кисловской школы станет семинар по «Основам Православной культуры»
В День Учителя 5 октября руководитель Миссионерского и Катехизаторского отделов Екатеринбургской епархии вместе с руководителем направления по введению факультативов «Основы Православной культуры» Заболотновой Татьяной Ивановной побывали в школе села Кислово, Каменск-Уральского района. Это село известно тем, что именно его угодья принадлежат Епархиальному хозяйству, и естественно, что с восстанавливающимся в Кислово храмом, должна восстанавливаться и возрождаться вся духовная жизнь. Уже год в Кисловской школе действует факультатив по «Основам Православной культуры», который ведет преподаватель русского языка и литературы Бабоян Татьяна Асатуровна. Его Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Викентий в прошлом году оказал школе благотворительную помощь более чем в 100000 рублей, на которую была закуплена часть новой мебели и оборудования. Священник Владимир Зайцев неоднократно бывал в этой школе, так как Катехизаторский отдел курирует вопросы Православного образования и, в первую очередь, введение факультатива по «Основам Православной культуры». В прошлом году, к примеру, именно в Кисловской школе проходила встреча, по инициативе ее директора Сергея Евгеньевича Маслакова, с заместителями главы городского управления образования Каменск-Уральского и местной администрацией, со специалистом Катехизаторского отдела, руководителем направления по дошкольному образованию Булатовой Валентиной Ивановной. Тогда обсуждался механизм ведения Православных воспитательных программ не только в Детский Сад Кислово, но и другие Детские Сады Каменского района.Этот приезд, совпавший с профессиональным праздником педагогов был вызван тем, что Сергей Евгеньевич Маслаков, в качестве аттестационных мероприятий своей школы в феврале 2006 года запланировал провести семинар для директората Каменск-Уральского района главной темой которого станет возрождение Духовно-нравственной жизни села Кислово через «Основы Православной культуры». Этот семинар, одновременно, должен не только показать результаты работы педагога по Православному факультативу, но и убедить других директоров в важности его введения. Особенно это касается сельских школ, где возможности работы с родителями, через детей неизмеримо выше, чем в городе. На предварительном совещании была намечена примерная программа семинара, продуманы сопутствующие мероприятия. Катехизаторский отдел взял обязательство оказать со своей стороны всю необходимую методическую помощь в проведении семинара.

 

Ручейки добра
По благословению Архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия в апреле-мае 2005г.прошел Областной конкурс по Православной культуре для учащихся общеобразовательных школ.

 

Конкурс проходил под названием «Ручейки добра»: нравственная и культурная красота Православия».

Конкурс был поддержан Министерством образования Свердловской области.

 

 

Оргкомитет конкурса:
 

Катехизаторский отдел Екатеринбургской епархии,

Центр Дистанционного обучения Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета, центр «Учебная книга»,

Институт Развития Регионального образования Свердловской области.

 

Сообщение о проведении конкурса было напечатано в Православной газете, так же информация была в катехизаторском отделе и сообщалось на методобъединениях.

 

Содержательные линии конкурса:

начальная школа — нравственно-этическая культура православия; средняя и старшая школа — православие-государствообразующая религия России, письменные источники православной веры, православная литература, православное искусство, нравственно-этическая культура православия.

 

Конкурс проходил в два этапа:

 

С 11 по 17 апреля 2005г. прошел заочный этап.

 

В заочном этапе приняли участие 732 школьника из 12 школ г.Екатеринбурга и 18 школ области: Североуральск, Н-Тагил, п.Нейво-Рудянка, г.Каменск-Уральский (5 школ), г.Первоуральск, с.Б.Трифоново Артемовского района, с.Кислово Каменского района, г.Верхотурье, г.Невьянск, п.Белоярский, г.Новоуральск, г.Среднеуральск, п.Черноисточинск Пригородного района, п.Двуреченск, г.Заречный.

 

Задания конкурса, были подразделены по возрастным группам:

 

1-2 классы — творческий конкурс «Буквица», кроссворды.

 

3-4 классы — Тестовые задания.

 

5-6 классы — Тестовые здания, основанные на программах по истории и литературе.

 

7-8 классы — Тестовые здания, основанные на программах по истории и литературе.

 

10 класс — сочинения на этические темы.

 

Победители заочного этапа были приглашены в Екатеринбург для участия в очном этапе

 

14 мая в Храме-на-Крови состоялся очный этап Конкурса.

 

На очный этап приехали 45 учащихся из 16 школ области. В том числе из Екатеринбурга — 13 человек (5 школ), Область — 3 человека — пос.Кислово (1 школа), 7 человек — г.Каменск-Уральский (4 школы), 2 человека — г.Невьянск (Центр детского творчества), 4 человека — пос.Нейво-Рудянка (1 школа), 5 человек — г.Первоуральск (1 школа), 1 человек — г.Верхотурье (1 школа), 1 человек — г.Н-Тагил (1 школа), 7 человек — г.Новоуральск (1 школа), 2 человека — г.Североуральск (1 школа).

 

Формы проведения очного тура:

 

Учащиеся начальной школы — игра-путешествие «Путешествие азбуки»;

 

5-6, 7-8 классы — интеллектуальная игра по темам «Киевская Русь: Крещение Руси. Культура Киевской Руси.» для 5-6 классов и «Светочи земли Русской» для 7-8 классов.

 

Все участники Конкурса были награждены грамотами, победители — памятными подарками.

 

Конкурс показал, что интерес к Православию среди учителей и школьников есть, но в рамках общеобразовательных предметов материалу по ПК отводится не достаточно места, а самостоятельно, как предмет — факультатив ведётся в ограниченном количестве школ, к тому же школьные библиотеки не имеют достаточного количества хорошей православной литературы.

 

Сотрудники катехизаторского отдела планируют осуществить подготовку и проведение аналогичного конкурса в следующем учебном году.

 

Рекомендации для общения с директорами и чиновниками образовательной системы
В Катехизаторский отдел Екатеринбургской епархии обратился священник храма во имя Первоверховных апостолов Петра и Павла города Первоуральска священник Антоний Бахарев с просьбой дать ему примерные рекомендации для общения с районным управлением образования, с руководством которого у него произойдет встреча на днях. Кроме установленных документов по Законодательству в сфере религиозного образования и воспитания, Соглашения о сотрудничестве Министерства образования Свердловской области и Екатеринбургской епархии, сертифицированных программ и другой документации, батюшка попросил проработку возможных вопросов и ответов. Сотрудницей Катехизаторского отдела С.В.Дубовик были разработаны рекомендации. Которые могут быть полезны и другим приходам, представляем их всеобщему вниманию: 

 

Возможные вопросы, возражения:
 

1. Светский характер образования в школе.

Преподавание факультатива по основам православной культуры не противоречит этому пункту законодательства РФ.

Светский — не значит атеистический, антирелигиозный, светский характер образования означает всестороннее знакомство с окружающей действительностью, картиной мира, подразумевая т.о. знакомство и с религиозным (в частности христианским) взглядом на мир. Принципами государственной политики в области образования являются также приоритет общечеловеческих ценностей, свободное развития личности, воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; защита и развитие системой образования национальных культур, свобода и плюрализм в образовании (Закон «Об образовании», ст.2).

Право на религиозное образование является неотъемлемым правом каждого человека и подтверждается международным и российским законодательством. (См. п.1 настоящего документа).

 

2. Многонациональный состав учащихся.

1). Посещение факультатива по основам православной культуры является добровольным, по согласию родителей и учащегося, поэтому права нерусских детей никоим образом не нарушаются, они просто не посещают эти занятия, если их родители этого не желают.

2). Православие является культурообразующей религией России, оно сыграло особую роль в ее истории, в становлении и развитии ее духовности и культуры (Закон РФ «О свободе совести и религиозных объединениях», преамбула). История нашего государства, его культура тесно переплетена с историей Русской Православной Церкви. Без знакомства с ней, без знакомства с православной культурой невозможно быть подлинно образованным, подлинно культурным человеком. Поэтому, как показывает практика преподавания Православной культуры в нашей области, очень многие родители, являясь сами, например, татарами (что очень актуально для Свердловской обл.), отдают своих детей на эти занятия. Сами занятия не сопровождаются совершением религиозных обрядов, а значит, религиозные чувства нехристиан никак не оскорбляются.

3). Далеко не все татары, башкиры и представители других национальностей, проживающие на территории России, придерживаются традиционных для их национальности религиозных взглядов.

4) (По важности можно поставить на первое место). Отказ от ведения занятий по православной культуре из опасений нарушить права представителей иных национальностей ведет к нарушению прав русских детей, поскольку лишает их возможности познакомиться с традиционной для них и их родителей культурой и религией.

 

3. Нет подготовленных педагогов.

Педагог, работающий в школе и интересующийся православной культурой, может пройти курсы повышения квалификации при Институте развития регионального образования (См. п.4 настоящего документа). В Екатеринбургской епархии существует банк данных по православным педагогам, уже прошедшим обучение на наших курсах и работающих в школах Свердловской области. Поэтому епархия может подобрать педагога из их числа, а также из числа прихожан.

 

4. Дети перегружены.

(Самый трудный вопрос). Образование без знаний о религии — неполно, ведет к нарушению права ребенка на образование, ребенок выпадает из нац. культуры. Можно попытаться отрегулировать нагрузку за счет школьного компонента.

 

5. Нет средств по оплате работы педагога.

Приход или епархия может взять расходы по оплате работы педагога на себя.

 

 

Приложение
 

1) Право на получение образования, в том числе и религиозного, является неотъемлемым правом каждого человека. Оно зафиксировано в:

международных правовых актах -

Всеобщая декларация прав человека (1948г., ст. 18, 26),

Международные пакты о правах человека (1966г.: о гражданских и политических правах — ст.18; об экономических, социальных и культурных правах — ст.13)

Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений (1981г.: ст.1, п.1-2; ст.5, п.1-2; ст.6, п.е)

Конвенция по борьбе с дискриминацией в области образования (1960г.: ст.5, п.1б)

Конвенция о правах ребенка (1989г.: ст.14, ст.29, п.1с.)

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950г.: ст.9, Первый протокол к Конвенции — ст.2)

законодательных актах РФ -

Конституция РФ (1993г.: ст.2, 15, 17, 19, 28, 43)- подтверждение норм международного права

Федеральный Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997г. №125-ФЗ (Ст.3 Право на свободу совести и свободу вероисповедания, п.1,5,6; ст. 5. Религиозное образование, п.1,4; Ст. 16 Религиозные обряды и церемонии, п.3);

Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. №3266-1 (Ст. 2. Принципы государственной политики в области образования, п.1, 2, 4, 5; ст. 14 Общие требования к содержанию образования, п.1, 2; ст. 52. Права и обязанности родителей, п.1,5; Ст. 55. Права работников образовательных учреждений, п.4)

 

В этих документах подчеркивается:

право на свободу совести, право на религиозное образование, право на приобщение к национальным культурным ценностям, право родителей обеспечивать своим детям образование в соответствии со своими религиозными убеждениями, ответственность родителей за образование и воспитание детей, светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

 

+ Нормативные документы Министерства образования РФ:

Приказ Министерства образования Российской Федерации № 2833 от 1 июля 2003г. «О предоставлении государственными и муниципальными образовательными учреждениями религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ».

Письмо Министерства образования Российской Федерации № 14-53-281 ин/14-04 от 4 июня 1999г. «О предоставлении религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ в помещениях государственных и муниципальных образовательных учреждений».

Письмо Министерства образования Российской Федерации от 22 октября 2002г. № 14-52-876 ин/16 «О Примерном содержании образования по учебному предмету «Православная культура» (с приложением)».

Письмо Министерства образования Российской Федерации от 13 февраля 2003г. № 01-51-013 «Разъяснения к письму Министерства образования РФ от 22.10.2002г.»

 

В соответствии с нормативно-правовыми актами:

* религиозное образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях может реализовываться только в рамках регионального (по решению субъекта РФ) или школьного компонента (по решению образовательного учреждения; решение о введении курса принимается на Совете школы, согласовывается с соответствующим органом местного самоуправления.) как факультатив или предмет по выбору и, таким образом, только с согласия учащегося и письменного согласия его родителей.

* вся используемая литература, учебно-методические пособия, включая аудио- и видеоматериалы должны иметь маркировку с официальным полным наименованием религиозной организации.

* занятия носят культурологический и религиоведческий характер и не могут сопровождаться совершением религиозных обрядов.

 

2) Для ведения факультатива по основам православной культуры необходимо выполнить следующие условия:

— Сделать объявление на родительском собрании

— Собрать заявления родителей и детей старше 14 лет о согласии на проведение занятий по Основам православной культуры

— Настоятелю прихода написать письмо на имя директора государственного образовательного учреждения с приложением копии устава и свидетельства о государственной регистрации прихода

— Руководитель государственного образовательного учреждения заключает с настоятелем прихода Договор об обучении Православию.

— Преподавателем должен быть православный человек, получивший необходимый уровень богословского образования и имеющий удостоверение епархиального образца и благословение настоятеля прихода. (Необходимое образование можно получить на епархиальных курсах для педагогов общеобразовательных школ (Лекторий — для педагогов г.Екатеринбурга, ИРРО), в Свято-Тихоновском богословском институте).

 

3) Екатеринбургской епархией разработаны и сертифицированы в Министерстве образования Свердловской области три сборника программ по Основам православной культуры для школ и средне-специальных учебных заведений.

Все программы предусматривают 1 занятие в неделю, занятия ведутся в рамках факультатива или кружка.

 

4) В рамках Соглашения о сотрудничестве между Министерством образования Свердловской области и Екатеринбургской епархией для учителей общеобразовательных школ в Институте развития регионального образования (ИРРО) в 2000г. были организованы курсы повышения квалификации по Православной культуре. С 2004г. — это программа «Духовные основы образования» (144 часа).

Лекции читают преподаватели Института развития регионального образования, Екатеринбургской духовной Семинарии, священники и сотрудники Екатеринбургской епархии.

Семинары проходят 1-2 раза в месяц в течение календарного года.

По окончании программы слушатели получают Сертификат о повышении квалификации государственного образца.

По материалам семинаров публикуются тематические сборники методических семинаров.

Всего за 2000-2004гг. курсы закончили 93 педагога из школ г.Екатеринбурга и Свердловской области. В 2005г. на программу зачислено 170 педагогов. Педагоги, закончившие курсы, ведут факультативы или занятия по Основам православной культуры в школах и детских садах, либо используют полученные знания при расширении тем в рамках своих предметов и для проведения внеклассных мероприятий.

 

 

Из Пояснительной записки к программе«Духовные основы образования»

 

В условиях динамических изменений ценностных основ общественного бытия, нарастания многообразных запросов времени и семьи, возрождения различных религиозных конфессий возрастает актуальность мировоззренческих ориентаций в ценностях христианской культуры и использования их в духовно-нравственном воспитании учащихся.

Программа адресована учителям специализаций гуманитарного и технологического профилей различных уровней образовательных учреждений (дошкольного, школьного, педагогического).

Программа обобщает совместный опыт работы учреждений светского (ИРРО) и религиозного (Екатеринбургская епархия) направлений. В ней вопросы православного просвещения и образования рассматриваются в русле образовательной политики муниципальных и государственных учреждений в рамках соответствующей нормативно-правовой базы.

Русская Православная Церковь видит решение проблемы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи в приобщении их к вечным христианским ценностям путем введения в школе культурологических и религиоведческих дисциплин.

Предложенная программа обеспечивает православного учителя апробированными и одобренными светскими и православными педагогами и учеными методическими материалами. Слушатели программы могут освоить формы, методы и приемы, позволяющие учителю в школе дать детям представление о мироздании и месте человека в нем с христианской позиции, познакомит с основами православной культуры как части исторического прошлого и настоящего России, с особенностями религиозного образования и христианско-православной педагогики.

Цель: подготовка педагогов различных типов образовательных учреждений к реализации задач духовно-нравственного развития личности учащихся в процессе освоения социально-культурных основ христианства, ценностей православной культуры и искусства.

Задачи: — раскрытие смысла основополагающих ценностей христианской культуры;

— изучение нормативно-правовых, педагогических и методических условий ознакомления учащихся с основами православной культуры;

— актуализация потребностей учителей в собственной мировоззренческой и ценностной ориентации и реализация их в образовательном процессе.

Планируемый результат: готовность учителей к реализации образовательного процесса с учетом соотношения религиозных и светских начал в ценностях русской культуры.

 

 

Учебно-тематический план программы«Духовные основы образования»

5) В случае необходимости екатеринбургская епархия может оказать помощь в комплектовании школьной библиотеки православной литературой: справочные издания, книги по истории Церкви, по филологии, искусству, краеведению, методические пособия для учителя, детская художественная литература, Библия, аудио- и видеокассеты. Для этого необходимо написать письмо от лица директора школы на имя Архиепископа по следующему образцу.

 

ОБРАЗЕЦ (на бланке или с печатью)

 

 

Его ВысокопреосвященствуВысокопреосвященнейшему Викентию,

Архиепископу Екатеринбургскому

и Верхотурскому

 

Прошу оказать безвозмездную помощь в комплектовании школьной библиотеки православной литературой, аудио- и видеоматериалами.

 

Если ведутся занятия по основам православной культуры, то указать класс, количество детей, которые посещают занятия, периодичность занятий.

 

Факультатив
Катехизаторский отдел ведет факультатив в городе Екатеринбурге по «Основам православия» в 28 школах: 

* регулярные беседы и мероприятия — в 24;

* разовые беседы и мероприятия — в 33 школах.

* В школе менталитета № 202 изъявили желание родители 12-и детей, чтобы дети слушали

факультатив по «Урокам добра»

29 сентября 2005 года прошел первый урок из десяти, по образовательной программе «Духовные основы образования» в Храме — на — Крови с 10-16 часов.

На занятии присутствовало 60 человек. Были интересные и поучительные доклады по темам:

 

* Отец Владимир Зайцев «Основы православного вероучения» и «Двунадесятые праздники»;

* Ващенко Галина Семеновна «Основы православной педагогики»;

* Гусева Людмила Викторовна «Образовательная литература по суточному и недельному богослужению»;

* Заболотнова Татьяна Ивановна к методике преподавания «Двунадесятые праздники».

На занятии также принимали участие представители Курганской Епархии, отец Михаил со своими сотрудниками.

 

 



Комментарии закрыты.