HBD!
Сентябрь 8th, 2022
admin
Сегодня, 8 сентября, 225 лет назад родился наш святой покровитель, свт Иннокентий, Митрополит Московский. После Литургии, в нашем храме был отслужен молебен и сказано несколько слов об этой праздничной дате. Хотелось бы добавить следующее. В современных запросах человека, вопросы, касающиеся религиозных смыслов окружающей действительности, стоят, как правило, не на первом месте. Не делая подобных реконструкций для среднестатистического человека периода жизни и проповеди свт Иннокентия (Вениаминова), все же представим себе те сложности, с которыми столкнулся святитель в своей Миссии. Насколько они были связаны с нравами и моралью того времени? Несколько лет назад был выпущен сборник его заметок, писем и научных работ. Попробуем найти ответ там, привлекая мнение и современных исследователей. Взаимодействие Церкви и частного капитала происходило в сложных условиях конкуренции купеческих компаний. И частная инициатива миссионеров (которая, как показало время, носила еще и государственный интерес) иногда сталкивалась и расходилась с их финансовым положением и планами. Доходило вплоть до того, что компания отвергала некоторые проекты Синода по развитию миссионерства в колониях. Так, Главное правление компании, например, не поддержало инициативу Русской Православной Церкви в развитии миссионерства в материковой части Аляски. Смягчение конфликтной ситуации способствовала проверка государством прав Российско-Американской Компании на монопольное использование природных ресурсов с последующим его продлением. Это отразилось на Уставе организации, где были внесены изменения с упоминанием о заботе компании о материальном обеспечении духовной Миссии. Вплоть до взятия на баланс всех храмов на их территории. В этот период можно говорить об установлении рабочих и даже партнерских отношений между представителями Церкви и Российско-Американской Компании, чему способствовало, в том числе деятельность свт Иннокентия (Вениаминова). Например, принятое им решение полностью отказаться от добровольных пожертвований в виде пушнины, по мнению современных исследователей, существенно повлияло на взаимоотношения духовной Миссии и компании в сторону их улучшений. Можно сделать сравнение с другими христианскими Миссиями в Америке в русле характера взаимодействия колонизаторов с коренным населением Америки. Таких, например, как тип хозяйственного освоения территорий. Наш, российский опыт это конечно «покорение»/освоение Сибири, в совокупности с миссионерским порывом, основанного больше на личных качествах проповедников, чем на системном миссионерстве. По «типу хозяйственного освоения территорий», мы видим большие сходства с французской колонизацией значительных территорий современных Канады и США. Там, где строили не города, а организовывали фактории для торговли мехом. То есть, не уничтожали физически местное население, не устраивали геноцид, с целью экспроприации земель, как англоязычные миссии на атлантическом побережье, а скорее собирали дань, и развивали торговлю с коренными народами, обменивая свои товары на их традиционные продукты. По поводу «миссионерского порыва» просматривается сходство с отдельными моментами испанской колонизации нынешних южных штатов США. Не там, где была энкомьенда или построение своей государственности, а там, где была цепь францисканских миссий от Калифорнии до Флориды. Можно увидеть, такое же бережное отношение к традициям и попыткам, не меняя формы, наполнить их другим содержанием, внимание к просвещению и местным языкам. В итоге, систематизировав вышеизложенные факты, подчеркнем следующее. Привнесенной и неотъемлемой составляющей работы Духовной Миссии, стала деятельность Российско-Американской Компании. С одной стороны, миссионерская деятельность православной церкви в Америке, развитая трудами монахов Духовной Миссии – «Апостола Аляски» свт Иннокентия (Вениаминова) и других священнослужителей, – зародилась и получила свое развитие благодаря активной помощи со стороны промышленников Русской Америки. Наследие финансово-хозяйственной деятельности Российско-Американской Компании выразилось в сохранении на данной территории объектов материальной культуры и языковых заимствований, а Православная Церковь стала хранительницей русской духовной культуры в северной части Тихого океана. Подобные примеры удачного соединения типа хозяйственного освоения территорий с миссионерством, мы видим во французской и испанской колонизации Америки. С другой стороны, основные препятствия в деле сохранении и приумножения плодов евангельской проповеди, согласно нашему прочтению записок святителя, так же были связанны с деятельностью промышленников Российско-Американской Компании. Их отношением к местному населению и личным примером. Компенсировало это только личная инициативность миссионеров и, благоприятный для Духовной Миссии фон, из обычаев и особенностей характера местного населения. Для того чтобы они раскрывались в «евангельском» варианте, свт Иннокентию (Вениаминову) самому пришлось везде, где он появлялся, сначала убеждать людей в чистоте его собственной жизни и намерений. Все это происходило через деятельное участие в жизни того народа, где он проповедовал Евангелие. Святитель, отче Иннокентие, моли Бога о нас!